1......стр.
 

 

 

 

Моя путеводная звезда

 

....."Я смотрю, как на особую милость Провидения, что свежие примеры появления привидений могут разбудить наши притупленные и спящие в летаргии умы к пониманию, что существуют и другие разумные существа, кроме тех, которые одеты в тяжелые одеяния из земной плоти... ибо эти очевидные доказательства, доказывающие, что существуют злые, нехорошие духи, обязательно откроют дверь вере, что существуют и хорошие, и, в конце концов, что существует Бог".

Вышеприведенная цитата заключает в себе мораль в адрес не только ученых, но и богословов. Люди, отличившиеся своими выступлениями с церковной кафедры, а также занимающие профессорские кресла, постоянно демонстрируют перед мирянами, что они, действительно, так мало знают психологию, что вступая в контакт с любым правдоподобным предсказателем, попавшимся на их пути, делают себя смешными в глазах вдумчивого исследователя. Общественное мнение по этому предмету было выработано фокусниками и самозваными учеными, недостойными, чтобы с ними считались.

Развитие психологической науки гораздо больше задерживается насмешками этого класса притворщиков, чем трудностями, присущими изучению этого предмета. Пустой хохот выкормышей науки или глупцов, следующих за модой, сделали больше для того, чтобы держать человека в неведении о его высших психических силах, чем неясности, препятствия и опасности, громоздящиеся вокруг этого предмета. Сказанное в особенности относится к спиритуалистическим феноменам. То, что их исследование производилось людьми неспособными, является следствием того факта, что люди науки, которые могли бы и хотели бы их изучать, — были отпугнуты хвастливыми разоблачениями, плоскими шутками и грубыми выкриками тех, кто недостойны даже зашнуровать их ботинки. Налицо моральные трусы, даже в университетских креслах. Прирожденная жизнеспособность спиритуализма доказана тем, что он пережил небрежительное отношение к нему со стороны научной корпорации и шумное хвастовство его притворных разоблачителей. Если мы начнем с презрительных насмешек патриархов науки, таких как Фарадей и Брустер, и кончим с профессиональными (?) разоблачениями успешных подделывателей феноменов... Лондона, мы не найдем у них ни одного хорошо обоснованного аргумента против случаев спиритуалистических манифестаций.

"Моя теория заключается в том", — говорит этот индивидуум в своем недавнем так называемом "разоблачении", — "что мистер Уильям вырядил и разыграл Джона Кинга и Петра. Никто не может доказать, что это не так".

Таким образом, выходит, что несмотря на смелый тон утверждения, это всего-навсего теория, и спиритуалисты могли бы с таким же правом дать отпор разоблачителю и требовать, чтобы он доказал, что это не так.

Но наиболее матерыми, непримиримыми врагами спиритуализма является класс, к счастью, состоящий из очень немногих членов, которые, тем не менее, кричат громче всех и утверждают свои взгляды с крикливостью, достойной лучшей цели. Это претенденты на науку молодой Америки — ублюдочный класс псевдофилософов, упоминаемых в начальной главе этой книги, и имеющих не больше прав на то, чтобы их рассматривали как ученых, чем дает на это право обладание электрической машиной или прочтение ребяческой лекции по слабоумию или медиомании. Такие люди — если вы им поверите — глубокие мыслители и физиологи; никаких метафизических бредней у них нет, они — позитивисты — ментальные выкормыши Огюста Конта, чье лоно раздувается при мысли о выдергивании заблудившегося человечества из мрачной пропасти суеверия и о перестройке космоса на более совершенных принципах. Они — непримиримые психофобы — им нельзя нанести большего оскорбления, как сказать, что они являются обладателями бессмертных душ. Послушать их — и начнешь думать, что у мужчин и женщин не может быть никаких других душ, как только "научные" или "ненаучные души", каковы бы ни были эти души.<<75>>

Каких-то 30 или 40 лет тому назад во Франции Огюст Конт — ученик Политехнического колледжа, который годами оставался в этом заведении в качестве репетитора трансцендентного анализа и рационалистической механики, — проснулся в одно прекрасное утро с очень нерациональной идеей стать пророком. В Америке можно встретиться с пророком на каждом углу улицы, в Европе они так же редки, как черные лебеди. Но Франция страна всего нового. Огюст Конт стал пророком. А иногда мода настолько заразительна, что даже в трезвой Англии его некоторое время считали Ньютоном девятнадцатого века.

Эпидемия распространилась, и пока что она, подобно лесному пожару, перекинулась в Германию, Англию и Америку. У нее нашлись адепты во Франции, но там это возбуждение долго не продлилось. Пророк нуждался в деньгах: ученики не хотели их давать. Лихорадка преклонения перед религией без Бога остыла так же быстро, как налетела; изо всех энтузиастических апостолов остался только один, заслуживающий какого-либо внимания. Это был знаменитый филолог Литрэ, член Французского Института и предполагаемый член Академии наук, но которому архиепископ Орлеанский зловредно помешал стать одним из "Бессмертных".........  .

 

Примечание комментарий:         

 Хочу изложить короткий  комментарий  для  этой  небольшой  выдержки  из  книги, которую я как-то сделал спонтанно, и спустя время,  название  которой я попытался  найти у себя  в коллекции, но так и не нашел. Впрочем  это и неважно в данном  случае, поскольку не важно кто сказал, а важно то о чем идет речь, как говорится.  Для чего я сделал эту выдержку? - как я уже сказал, спонтанно, для того чтобы прокомментировать некоторые моменты которые здесь, в этом отрывке затрагиваются. А именно, это вопросы того что связано с понятием спиритуализма,  а также обратить внимание на то обстоятельство, что  и в позапрошлом столетии, взаимоотношения представителей различных сфер деятельности по этому вопросу и другим подобным вопросам были также противоречивы и непросты.  От неприязни и до враждебности, только в этом отрывке данное утверждение уже видно и прослеживается в высказываниях автора, отражая общую тенденцию того периода времени. А это примерно  середина девятнадцатого начало двадцатого  веков,  в это время много каких процессов происходило если вспомнить, как в сфере Науки так и в общественных процессах, а следовательно и в философских кругах. Тот факт, что в этот период было повышенное увлечение различными  мировозренческими  концепциями  по всему миру, одной из которых является спиритуализм.